Сбор группы был назначен на 22.30 у 102-й школы. Немного опоздал из-за недоразумения с Соней и Ильей. Они ждали моего звонка, а я ждал их у общаги.
Уже на подъезде к школе начал надрываться сотик. Беспокоятся. Я бы тоже волновался. Как никак, а половина экспедиции отсутствует на месте сбора.
Наконец-то вся группа в комплекте. Загрузили рюкзаки в багажники. Наклеили на машины гербы «Экватора». Традиционная прощальная фотосессия у школы.
Нас собралась провожать, наверное, половина Ельцовки. Весьма трогательно.
Стартовали практически по плану, около одиннадцати вечера. Немножко позже. Поехало нас восемь человек на двух машинах.
Ехали мы через Кольцово. После наукограда дорога превратилась в направление. Сплошные ухабы и кочки. Иногда высокие гребни посреди дороги. Иногда просто сплошная яма. Пару раз цепанули задним бампером. Основной груз - рюкзаки. Сложены они сзади в багажнике, вот и цепляем задком.

* * *
Эрлик шел вдоль реки. Когда-то она называлась Пис Кам Чу - река пяти шаманов. Эрлик отлично помнил те времена, когда здесь собирались пять самых могущественных камов земли татар-кижи и какие мощные камлания они устраивали.
Много воды с тех пор утекло. И речку теперь называют бессмысленным словом Бискамжу и татар-кижи теперь зовутся шорцами, и камов-шаманов теперь днем с огнем не найдешь. А те, которые есть, вовсе и не камы совсем. Так мелочь какая-то.
А без камов как можно жить?..

* * *
Есть у шорцев всесильный Ульгень, отзывчивый и добрый. Он всегда готов помочь человеку, да разве всех услышит он? И придумал Ульгень из большого количества людей выделять одного, сильного духом. И назвал его «камом», или «шаманом». С ним и ведет беседы Ульгень о людских проблемах.
Но не от Ульгеня, а от Эрлика люди научились проникать в другие миры. И первый кам принял свой дар и бубен от него, от Эрлика.
Задачи у кама разнообразные - рассеять тучи перед праздником, изгнать из тела болезнь, испросить удачу в охоте.
Многими секретами владеет кам, знает язык духов гор, понимает пение птиц и звериные крики. Случилась беда - идут к каму. Только он способен общаться с Ульгенем.
Кам окружен предметами, несущими в себе огромную таинственную силу, и главный из них - шаманский бубен.
Обод для бубна делают из тальника, что клонится к воде бурной Мрас Су возле большого серого камня; обручи для обода надлежит изготовить из гибкого ствола пряной черемухи; ручку - из белой березы; тонкой костью рябчика нанести рисунок на ручку бубна и после этого приступить к главному - обтягиванию бубна кожей.
Шкуру дикого козла долго вымачивают в водах Мрас Су, соскабливают шерсть и сушат. Натянуть шкуру на бубен - работа не из легких. Один человек с ней не справится. Тут нужны несколько крепких мужчин. Сильными руками растягивают они кожу, закрепляя ее по краям обода.
Всю ночь в дыму большого костра под звуки ритуальных песен коптят шаманский бубен.
Доступен Ульгень только очень сильным шаманам, которые могут преодолеть все препятствия.
Шаман поднимается к Ульгеню на небо, общается с ним, приносит жертвы и высказывает просьбы.
Дорога к Ульгеню начинается с камлания у священной березы. Вблизи березы сооружается простой шалаш, ставятся туеса с жертвенной брагой, раскладывается священный огонь, и располагаются участники моления. Во время камлания двойник шамана поднимается на небо по лестнице, идущей от вершины священной березы до небосвода. Затем дорога кама проходит по небесной сфере. Здесь, как и на земле, встречаются горы и перевалы. Дорога идет и через пески, в которых кам иногда теряет свою жертвенную лошадь. В конце пути находится земля, где светится, как месяц, серебряная гора и сияет, как солнце, золотая гора. Здесь в безоблачной зоне и обитает священный Ульгень.
Зимой, когда небеса замерзают, шаманы не могут камлать. Только очень сильные шаманы с теслом или топором за спиной зимой поднимаются к Ульгеню, прорубая замерзшие небеса. Во время такого камлания шаман размахивает острым предметом, и присутствующие видят, как в юрту влетают куски льда.
А женщины не камлают Ульгеню вовсе. Да и многие мужчины не могут ему камлать. Не хватает у них силы, чтобы подняться на небо.
А Эрлику камлания устраиваются чаще всего по поводу лечения тяжелобольных. Эрлику камлают ночью, в жертву приносят домашнее животное с каким-нибудь изъяном (хромое, со сломанным рогом, с натертой спиной). Камлать Эрлику и его сыновьям шаман должен с бубном и обязательно в ритуальном облачении - маньяке. Шаманы, камлающие Эрлику, относятся к группе «черных шаманов», в отличие от «белых шаманов», которые Эрлику никогда не камлают.
Создать бесплатный сайт с uCoz